На одном хлебозаводе в одном провинциальном городке что-то пошло не так с реализацией продукции. А именно: упал спрос. И причина этого оказалась в том, что некий предприниматель открыл частную пекарню и заказал в местной газете материал на правах рекламы. В статье упор был сделан на то, что, мол, хлеб у него выпекается на хмелевой закваске, а не на «химической» дрожжевой. А посему он вкуснее и полезнее для здоровья. И все остальное в статье в том же прекрасном духе. Население, привыкшее к кислому дрожжевому хлебу, вкусив нового, стало терять интерес к выпечке хлебозавода. Падающий спрос существенно ударил по финансам предприятия. А это заставило руководство хлебозавода искать выход. Обсуждались следующие варианты.
Первый – найти способ «задавить» конкурента. Этот вариант пришлось признать непригодным, поскольку выпечка у частника действительно была более высокого качества. А поднять качество своей продукции на предприятии не могли на устаревшем оборудовании и при серьезных проблемах с неважной мукой.
Второй вариант – уладить дело с конкурентом. Тоже не годилось, так как ни один разумный предприниматель не согласится уменьшать объемы выпуска продукции, если есть хороший спрос и прибыль лишь увеличивается.
Остановились на третьем варианте. Суть его поймете, читая дальше.
В один из дней в местной газете появилось частное объявление. Одна из работниц хлебозавода просила горожан вернуть за хорошее вознаграждение золотое кольцо, которое она упустила в замесочную машину во время приготовления теста. Далее шло предположение на тот счет, что эту машину в ближайшее время будут ремонтировать и кольцо, застрявшее в ней, скорее всего, попадет в последнюю партию продукции. Как положено, внизу стоял номер телефона. Аналогичное объявление появилось в том городе и в газете бесплатных частных объявлений. Кроме того, расклеили его по всему городу и на улицах. Появилось оно и в магазинах, принадлежавших хлебозаводу.
«Изюминка» объявления было не только в том, что энная часть населения пожелает найти золотое изделие. «Изюминка» была так же в том, что в объявлении не указывалась дата случившейся у работницы хлебозавода неприятности. В городской газете с платными объявлениями было куплено право печати данного объявления через номер в десяти номерах. В газету бесплатных объявлений требовалось только купить саму газету, вырезать из нее купон и заполнить его. Это тоже можно было сделать многократно. Ну, а клеить на стенах домов написанное от руки на листочках и вовсе можно до тех пор, пока не надоест.
Эффект от объявления оказался чудодейственным. Продукция хлебозавода стала раскупаться в большем количестве. «Хлебная» лотерея с призовым золотым кольцом (кому захочется его возвращать владелице?) набрала обороты. Как итог – продукция у частника стала раскупаться хуже и хуже. А если хлеб полежит пару суток, то он станет черствым. И кому он тогда нужен? Разве что вернуть обратно в пекарню и пустить на сухари. Но это уже прямые убытки.
Через две недели частник сам пошел на переговоры с дирекцией хлебозавода. Компромисс был найден. А вот нашли ли то кольцо или тут была туфта, мне неведомо. Но сдается, что в бизнесе по-нашему просто удачно применили то, что подсказала фантазия.