Как я сдавала экзамен

История относится к временам еще советским, когда экзамены воспринимались как умение не только за одну ночь прочитать и запомнить учебник, но и что-то заготовить «на всякий случай» в виде шпаргалок.  Они придавали уверенность в том, что если и попадется очень уж плохой билет, то за счет шпор удастся выплыть на «удовлетворительно». Но многое зависело от умения воспользоваться незаметно шпаргалкой. Проблем с этим было предостаточно.

Сложности начинались уже на первом же этапе. Надо было определиться с тем, к каким билетам стоило делать шпаргалки. Типа, на какие вопросы вообще не запоминается ничего и в голове гуляет ветер. А особенность имелась в том, что пока зубришь учебник, вроде все знаешь. Но встаешь утром – половина прочитанного неведомо где. И если ночью не догадаешься что-то написать  именно в этом «провале», то потом остается надеяться лишь на то, что данное не попадется, когда тянешь билет.

Вторая сложность была с тем, как вытащить незаметно на экзамене шпору и переписать с нее. Тут каждый придумывал свой способ. Как говорится, кто во что горазд. Одним при этом везло, а другие попадались. Увы, в свое время попалась и я. Об этом и рассказ.

Типичная норма билетов – сорок штук. Именно такое их количество охватывает  предмет, если в каждом билете по два вопроса. Сами билеты с вопросами преподы в секрете не держат и делают их доступными. Очень удобно, когда не все занятия посещаешь.

Идея «рационализировать» сдачу экзаменов однажды посетила мою голову и завладела ей. Идея была, как и все гениальное, чрезвычайно простой. Требовалось только терпение для ее осуществления. Но после этого гарантированно светило «отлично» или «хорошо». Тут надо немного пояснить,  как пришла мысль.

У всех наших преподавателей была одинаковая система. Билеты раскладывались на столе рядами. Сбоку лежала стопка чистых листов, вырванных из ученических тетрадей. Сдающим экзамен нужна бумага? Вот и берите ее из стопки – хватит на всех. Заодно препод хорошо видит потом, кто пишет на этих листочках и не задает лишних вопросов, если написано много. Достаточно ему лишь оценить количество текста и то, как отвечающий пользуется написанным.

Моя идея заключалась в том, чтобы переписать из учебника  нужные места на все сорок билетов. Что я сумела сделать за сутки. На самом экзамене, взяв билет, взяла и чистый лист бумаги. Сев так, чтобы быть не слишком близко к преподавательнице, я старательно исписала этот листок всякой ерундой. Потом, улучив момент, когда уставшая уже преподавательница стала терять бдительность, опустила левую руку на коленку, подсунула пальцы под юбку, нащупала в капроновом чулке свои шпаргалки, отсчитала ощупью нужное количество листов по номерам билетов, вытащила требуемое. Это был такой же, как и на столе преподавательницы, лист из ученической тетради. Но уже с готовыми ответами на вопросы. Перед самим экзаменом я разделила в туалете пачку своих листков на две тонкие пачки и вставила в левый и правый капроновые чулки.

Подошла моя очередь отвечать.

— Что у вас?

Я бойко прочитала вопросы билета и протянула его преподавательнице. Та тоже посмотрела в билет, кивнула головой, отложила билет в стопку использованных, сказала:

— Слушаю.

— Отвечаю на первый вопрос.

Я уткнулась в свой шпаргальный лист и стала быстро читать, не поднимая головы.

— Отвечаете хорошо, — произнесла преподавательница. – Разрешите посмотреть написанное вами?

Я подала свою шпаргалку, не чувствуя, что мой уткнутый в чтение нос насторожил преподавательницу.

— Написано из учебника слово в слово. Неужели у вас столь замечательная память?  Кстати, а где мой секретный знак?

— Какой знак?

— На листках вот в этой стопке в разных местах я поставила малюсенькую точку. Двух одинаковых листков просто нет. На вашем листке свою точку не вижу. Кроме того, листок свернут пополам. Не буду гадать, в каком месте у вас под одеждой находится весь комплект шпаргалок. Скажу лишь то, что этот способ мне хорошо известен. Сегодня вы – первая, кто попался на нем. Возможно, поставила бы вам «удовлетворительно» за старание со шпаргалками. Но, судя по тому, как вы сейчас себя вели, у вас была надежда только на шпаргалку. Ну, а теперь я беру вашу зачетку и вот в этом месте ставлю точку. Придете пересдавать через две недели. Вам хватит этого времени, чтобы выучить мой предмет?

Прочие истории